В заключительной части своего фундаментального труда "Что остается от рая?" французский историк Жан Делюмо писал, что наша эпоха характеризуется "вакуумом представлений о потустороннем". Даже верующим уже не удается вообразить, на что будет похожа их жизнь после смерти. Самое большее, на что они надеются, – это вновь увидеться с умершими близкими. Ушли в прошлое хоры ангелов, небесный Иерусалим и райские сады. Научная революция и современная жизнь опустошили небо и лишили его сакральности. Рай, чистилище и ад превратились в абстрактные или поэтические понятия. Христианские церкви почти ничего не говорят на тему потусторонней жизни. В наибольшей степени демифологизировали небо протестанты. Тем не менее опрос, проведенный в 2005 году журналом Reader's Digest, показал, что большинство жителей Швейцарии (65%) верят в жизнь после смерти. Это подтверждается и общенациональным опросом при поддержке Швейцарского национального фонда научных исследований. Он также показал, что 50% граждан, не являющихся практикующими верующими, разделяют такие верования.
Таким образом, небо, лишившееся своей поэтической образности, продолжает вызывать надежду, и варианты посмертного существования души являются сегодня темой многочисленных спекуляций. В "супермаркете" религии каждый выбирает ту загробную жизнь, которая ему больше подходит. Товаров хватает на всех: воскрешение, реинкарнация, метемпсихоз, нирвана, пребывание в аду или в раю...
Людей, верящих в воскресение, становится все меньше. Зато все большее количество людей привлекает идея реинкарнации. Согласно проведенному опросу, 33% жителей думают, что душа обретает воплощение в другой жизни (по сравнению с 1989 годом количество верящих в это возросло на 5%). (Московская промышленная газета)